Александр РозенбаумКак нам удалось выяснить, привлечение к встрече великого человека восьмиметрового авточудовища (специально арендованного у местного агентства 'ПиР') было обусловлено вовсе не прихотью 'погрязшего в роскоши' знаменитого барда, а лишь особым уважением к нему со стороны организаторов гастролей - продюсерской группы 'Коллекция'. Вообще-то, изначально планировалось, что Розенбаум прибудет в Ижевск не поездом, а самолетом, и не в субботу, а в четверг. Однако день траура по погибшим заложникам 'Норд-Оста' внес существенные коррективы в график турне артиста по российским городам. И все же форс-мажор не оказался катастрофическим для концерта в Ижевске. По словам организаторов, только 45 билетов были сданы в связи с переносом представления на два дня. Другим материальным подтверждением любви ижевчан к творчеству Розенбаума стали почти полностью раскупленные билеты (несмотря на достаточно высокую по местным меркам цену - 600-800 рублей на балкон и 900-1100 рублей в партер). Высокая стоимость билетов, несомненно, повлияла на социальный состав зрительного зала. Большую часть публики, заполнившей в субботу Дворец культуры 'Металлург', составили представители мелкой и средней ижевской буржуазии. Также были замечены глава администрации Президента УР Александр Горяинов, депутат Госсовета Андрей Шутов ('Удмуртнефтепродукт'), неудачливый претендент на думское кресло Денис Агашин (хлебозавод ? 3) и несколько криминальных 'авторитетов' с женами. Антракт разбил концерт на два отделения. Отличие первой части от второй заключалось, главным образом, в том, что после перерыва на сцену вышло мощное подкрепление в лице заявленного в афишах ансамбля 'Братья Жемчужные'. Звуки, извлекаемые этими поддельными братьями, но истинными виртуозами, из скрипки, аккордеона, рояля и прочих инструментов, разнообразили репертуар мэтра, дополняя его ароматом цыганщины и кабацким духом. Правда, и сам Александр Розенбаум показал себя весьма многогранным алмазом. Он менял гитару на фортепьяно, читал стихи и произносил философские монологи, а после антракта переоделся из 'прогрессивного' джинсового костюма в блестящие кожаные штаны и такую же футболку с вышитым стразами якорем на рукаве. (Эта элегантная эмблема была, видимо, данью не только 'военно-морской' юности барда, но и свидетельством того, что он, по его признанию, совершил недавно 'по блату' десятидневное плавание на подводной лодке в качестве корабельного врача). Репертуар концерта составили как классические 'розенбаумовские' шедевры, так и новые творения маститого автора. Впрочем, круг тем новых песен мало отличался от старых, апеллируя к традиционным 'естественным' ценностям. Основополагающие человеческие понятия - дружба, женщины, любовь, верность, родной город, охота, война, одиночество, семья и воля к жизни - в творчестве Розенбаума всегда органично сочетались с не менее основополагающими природными явлениями - временами года, туманом, ливнями, возрастом, повадками животных. Как истинный консерватор, Розенбаум выразил со сцены возмущение депутатами Государственной Думы, узаконившими недавно браки с 14-летними, а также призвал власть стать сильной - разорвать связи с криминалом и навести порядок в стране, где берут заложников и убивают представителей самой власти. В том же 'неоконсервативном' духе автор 'Гоп-стопа' высказывался и на пресс-конференции, которую давал охотно, хотя и в присущей себе несколько агрессивной манере. На вопрос одной из журналисток, вспомнившей его участие в рекламе лекарства от гриппа и поинтересовавшейся, нет ли какого-нибудь специального рецепта 'от Розенбаума', поэт и врач в одном лице ответил, что нет ничего лучшего, чем традиционные народные средства. А еще, - продолжил он, - очень важно, чтобы в холодную погоду женщины носили теплые штаны, а мужчины - кальсоны. Правда, в отношении неумеренной телевизионной рекламы пива, которое сам Александр Яковлевич очень любит, поэт проявил куда больший либерализм, сославшись на необходимость личного чувства меры, как у пьющих, так и у рекламирующих. Надо отметить, что, хотя и среди новых произведений Розенбаума, исполненных им в Ижевске, встречались подчас настоящие жемчужины, в целом старый репертуар барда заслуженно воспринимался публикой со значительно большим восторгом. Отдельные строчки и припевы старых песен (например, тот же 'Гоп-стоп' или 'Утиная охота') зал даже охотно подхватывал - Розенбаум только дирижировал таким необычным 'хором'. Темой же для ряда новых песен перевалившего за пятый десяток поэта стало осмысление проблем возраста, что в сочетании с лирическими монологами на ту же тему несколько снизило общий эмоциональный накал концерта. Кроме того, несколько новых произведений Розенбаума сильно напомнили то ли баптистские гимны, то ли официальную советскую эстраду. Пафос всегда был свойственен Розенбауму, но здесь его концентрация оказалась, пожалуй, несколько чрезмерной. Видимо, артист сам это понимал, чем, скорее всего, и можно объяснить появление в контексте одной из подобных песен совершенно абсурдной фразой: '...И Гарри Поттер на метле!' Поскольку публика на концерт собралась почтенная, сцену в конце триумфально завершившегося концерта не штурмовали. Зал выразил свое восхищение артистом простым неоднократным вставанием, цветами и банальными криками 'браво!'. Розенбаум в свою очередь, по словам организаторов концерта, тоже остался весьма доволен ижевской публикой, столь тепло его принявшей. Кстати, обращаясь к зрителям, бард назвал их 'дорогими ижевцами', что, несомненно, должно быть по сердцу краеведу Евгению Шумилову, давно отстаивающему предпочтительность этого термина перед утвердившимся 'ижевчане'.