После Волкова само по себе лучше не будетЧерез две зимы, через две весны... Традиционно считается, что первую половину срока своих полномочий избранный политик в определенных пределах свободен в решениях и может проводить в жизнь стратегические замыслы, вся глубина которых проявится лишь со временем. Окно возможностей, имевшихся у Александра Волкова и его команды для воплощения самых сокровенных и насущных проектов, закрывается этой осенью. Надо признать, что один непопулярный и капиталоемкий проект президенту осуществить удалось. В брошюре под названием 'Краткая информация о ходе реализации программы 'Развитие Удмуртии на 2001-2004 гг.' он несколько стыдливо назван 'завершением реконструкции блока 'Г' здания Арсенала в г. Ижевске. Объект, названный в свое время Евгением Шумиловым 'чирьем на челе пушкинской красавицы', действительно впечатляет своим размахом, отсутствием ложной скромности и полной неадекватностью экономическому состоянию республики. Впрочем, в будущем у здания могут быть и другие перспективы. Например, в столице Удмуртии остро не хватает бизнес-офисов класса А. Будет где разместить стратегического инвестора. Гора новой формы удмуртской государственности породила мышь. Кроме президенции похвастаться ей нечем. Непопулярным, но, возможно, экономически оправданным проявлением президентской воли могло стать окончательное решение о строительстве установки по утилизации ракетных двигателей под Воткинском. Заявления, прозвучавшие из уст Александра Волкова весной 2001 года, не оставляли сомнений, что завод будет построен. Однако как только выяснилось, что платой за это может стать очередное переизбрание мэром города Валерия Фридриха, экономическая перспектива моментально была принесена в жертву политической целесообразности. Сейчас ситуация в этом вопросе полностью тупиковая.
Нет идеи Достижения последних двух лет, которыми сегодня предлагают гордиться пропрезидентские СМИ, фактически сводятся к 'консолидации власти' и выполнению программы 'Развитие Удмуртии'. Действительно, сейчас в Удмуртии практически нет статусных фигур, которые открыто и активно оппонировали бы президенту республики. Однако, как учит нас Большая советская энциклопедия, 'консолидация' - это объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели. Но таких общих, объединяющих целей и идей сегодня в республике нет. Более того, не существует авторитетного центра либо силы, которые могли бы формулировать и предлагать консолидирующую идеологию ('Братва, не стреляйте друг в друга...', 'Одолеем его...' и т.п.). Проблема состоит в том, что Александр Волков уже не столь активен и энергичен, как прежде. Он уже не предлагает новые стратегии. Вершина достигнута, зачем стремиться к чему-то еще. Осознание этого факта создает постоянное напряжение в республикан-ском 'активе' (это советское понятие более точно, чем новомодный термин 'элита', определяет суть республиканских эшелонов политической и экономической власти). Помимо этого, верность Александру Александровичу уже не сулит личной и корпоративной стабильности. Существующие гарантии не носят системный характер, поскольку слишком персонифицированы. Сложно строить бизнес и карьеру при совершенно неясной перспективе. Вдобавок республиканская консолидация постоянно подвергается воздействию извне. За минувшие два года произошел разрыв неформальных отношений с нижегородским кремлем, а тамошний лидер еще более амбициозен, чем Александр Волков середины девяностых годов, только гораздо моложе. Это постоянное искушение для неокрепших душ новой волны чиновников и бизнесменов Удмуртии.
Развитие через проедание Программа 'Развитие Удмуртии' не имеет статуса федеральной и не создает условий для роста республиканской экономики. Фактически она не изменила своей изначальной популистской сути - раздаче слонов лояльным территориям. Неизменно позитивная отчетность по ней достигается путем манипуляций с цифрами. В полном соответствии с программой, инвестиционные ресурсы республики проедаются путем строительства заведомо убыточных и бесприбыльных объектов: президенция, цирк, музей Калашникова, стадионы на селе. Весьма сомнительно выглядят и массовые закупки сельхозтехники. За минувшие два года закупочная цена на зерно упала до такой низкой отметки, что экономически выгоднее стало вообще не убирать урожай. Этой осенью в центральных СМИ появлялись сообщения о проблемах со сбытом зерновых даже в Краснодарском крае и на Кубани. Тем не менее этой осенью вновь озвучены планы по приобретению 'дешевых' зимних комбайнов. Реальные достижения в рамках 'Развития Удмуртии' столь сомнительны, что приходится идти на заведомые натяжки. Например, в уже упомянутой брошюре об итогах минувшего двухлетия в число достижений 2001-2002 гг. внесено 'введение в действие' завода 'Рестер'. Учитывая, что предприятие торжественно открылось за четыре месяца до президентских выборов и было построено полностью на деньги 'Купола', республиканские власти с тем же успехом могут считать себя причастными к наступлению осени.
В августе 2004-го Александр Волков готов к выборам уже сегодня. Однако проблема состоит в том, что мобилизация произведена слишком рано. Матч начнется только послезавтра, а он со своей командой на поле уже сейчас. Телезрители республики недоуменно наблюдают, как Александр Александрович забивает голы в пустые ворота неведомого противника. Побеждать пока некого. Однако не факт, что такая ситуация сохранится до августа 2004-го - времени официального старта очередной президентской кампании в Удмуртии. Может ли Волков переизбраться на второй срок? Вполне. Система, созданная им за последние девять лет, несбалансированна, затратна и экономически неэффективна. Но она замечательно выполняет свою главную задачу - обеспечивает воспроизводство его власти. Однако республиканской собственности, способной заинтересовать высокого столичного покровителя, с каждыми выборами становится все меньше. Получить президентство в обмен на 'Купол' можно только один раз. При сопоставимых ресурсах 'государственника' Александра Волкова вполне может победить 'эффективный менеджер'. Конечно, это не Сергей Чикуров. Эффективность менеджера в общественном сознании определяется не удачной организацией личного потребления и благополучием приближенных, а решением широкого круга социально значимых задач и достижением видимого результата. Эту нишу в свое время легко занимали Юрий Шестаков и Николай Ганза. Однако для их возвращения в удмуртскую политику нужен внереспубликанский политический инвестор или даже своеобразный консорциум заинтересованных сил. Этот вариант наиболее реален в случае внезапных выборов, как это произошло в Красноярском крае. На своей недавней пресс-конференции Александр Александрович в корне пресек рассуждения о своем возможном преемнике. Это означает, что у его команды практически нет возможности для маневра. У будущих оппонентов положение гораздо выгоднее. Наивно думать, что после Волкова само по себе может стать лучше. Контуры одного из вариантов грядущей партии власти видны уже сейчас. Чикуров, Захарова, Маренников, Гарнов, Алиев. Картина безотрадная. Надежда только в том, что такое будущее Удмуртии совсем не предопределено. И чтобы эта сказка не стала былью, о втором президенте Удмуртии надо начинать размышлять уже сегодня.

Цирк никому уже остановить не удастся... (цитаты двухлетия) '...Когда человек рождается, Бог спускается на землю и целует новорожденного. От этого во многом зависит, что из себя будет представлять человек. Мне кажется, что при рождении Бог поцеловал Александра Волкова несколько раз...'
Рамазан Абдулатипов, 'Удмуртская правда', 04.10.00

'Если только Удмуртию можно проигнорировать и пойти на то, что не отдадут нам эти акции, - это просто несолидно и некрасиво, и тогда я вынужден буду выходить на президента. Пока я считаю, мы отстоим 25+1 акцию. Мы будем бороться за свою долю, потому что этот блокирующий пакет нам нужен...'
Александр Волков о предстоящем акционировании ИЭМЗ 'Купол', 'Новый Регион', 20.03.01

'Поскольку качество 'Нив' вызвало тревогу, то очередные 120 комбайнов в счет будущего года возьмем только 'Донами'... Они дороже, но это тот случай, когда не грех и переплатить. Еще раз напоминаю, что до нового года 60 новых машин должны быть куплены'.
Александр Волков, 'Удмуртская правда', 23.08.01 г.

'...Меня несколько озадачило выступление российского премьера Михаила Касьянова на последних парламентских слушаниях. Он сказал, что мы не сможем увеличить, как планировалось, зарплату бюджетникам до тех пор, пока не прекратим строить офисы и цирки. Это камешек в наш огород'.
Людмила Пескишева, 'Известия Удмуртской Республики', 05.12.01

'Цирк никому уже остановить не удастся'.
Александр Волков, 'Арсенал', 03.12.01

'...Надо сосредоточиться на выполнении программы 'Развитие Удмуртии'. 'Если мы эту программу реализуем, то кого же выбирать, как не меня', - с улыбкой вдруг сказал президент Волков, и присутствовавшие в зале сотрудники правительства и президентской администрации с пониманием рассмеялись'.
'День', 17.10.02