Мальчишки пока не думают о том, какую роль этот мяч сыграет в их судьбе... Спортивные классы есть далеко не в каждой ижевской школе. По информации УНО, свои спортивные команды есть в десятке с небольшим из 86-ти средних школ столицы. Это более 30 классов, где ребята всерьез занимаются футболом, хоккеем, плаванием. Спортивный класс тем и отличается от обычного, что каждый его ученик занимается здесь по индивидуальной программе под наблюдением тренера ДЮСШ и учителей. А вот выбор, идти ли подростку в такой класс, делают в основном родители.
Нагрузки или перегрузки? Растущий детский организм испытывает биологическую потребность в движении. Для него движение - это образ жизни. Повседневное расписание юного спортсмена таково: утром (с 8.00) и после обеда (с 14.00) - тренировки (для кандидатов в мастера - и того больше), а после них - обычные школьные занятия. День расписан буквально по минутам. В среднем не менее двух часов в сутки уходит на физические упражнения. Чем старше становятся дети, тем больше времени у них уходит на ежедневные тренировки. При этом нужно помнить, что именно в подростковом возрасте (12-16 лет) происходит кардинальная перестройка всего организма, всех внутренних систем и функций. В современном спорте объем и интенсивность тренировок определяет не врач и даже не тренер. Они зависят от уровня спортивных достижений сегодняшнего дня. Чем он выше, тем интенсивнее занятия. Как сказал Андрей Никитин, главный специалист УНО, 'за такие гипернагрузки детям нужно памятник поставить'. Большие нагрузки чреваты срывами. Нередки случаи, когда ребенок жалуется на нарушения сна, вялость, и, как следствие, самое для него страшное - снижение спортивных результатов. Что делает он? Да, наоборот, усиливает тренировку. Это отражается на работе сердца, давлении, состоянии иммунитета. Обостряются хронические заболевания. Поэтому дозировка физических нагрузок - дело столь же ответственное, как и дозировка лекарств. Малые дозы не будут эффективными, а большие могут дать отрицательный результат. Кстати, по количеству травм в прошлом учебном году соревнования и тренировки заняли 3-е место (76 случаев) после перемен (198) и уроков (106).
Плюсы и минусы Жизнь показывает, что дети, с головой окунувшиеся в водоворот спортивного азарта, с раннего возраста всерьез мечтают о карьере. Спорт дает цель. Ребенок живет по жесткой схеме: тренировка - школа - тренировка - дом. Спорт организует и дисциплинирует. Даже на уроках ребята более внимательны к словам учителя. Таким детям присущи высокие волевые качества (вот они, тренерские установки на занятия 'через не хочу'!). Но главное - это воспитание духа команды. Спорт сплачивает, вырабатывает 'чувство локтя', понимание результата как суммы объединенных усилий. Среди минусов самый распространенный и безобидный - нежелание расставаться с любимой спортивной формой. Кроме того, дети часто бывают вспыльчивыми, неаккуратными, слишком громко и нецензурно разговаривают (сказывается специфика 'взрослых' матчей, участники которых не стесняются в выражениях).
Дети и их родители С детьми все ясно. Так, в школе номер 28, когда девушек-баскетболисток спросили, нравится ли им спорт, они ответили хором: 'Да, очень!' Дети просто боготворят Спорт. Родители довольны тем, что их отпрыски не пропадают днями на улице, не имеют вредных привычек. Но сильно беспокоятся за их здоровье - сон, питание, болезни. Удручены снижением школьной успеваемости.
Школы Гимназия номер 24 с недавнего времени имеет хоккейный и футбольный классы. Для директора Людмилы Погудиной (которая, кстати, сама в прошлом пловчиха) проблемы диспропорций в воспитании спортсмена не существует. Здесь нашли 'золотую середину', так как считают, что человек, не развитый интеллектуально, не может быть настоящим спортсменом. Требования к учащимся здесь высокие: как-никак - гимназия. Нам удалось поговорить с мамой одного из здешних спортсменов (она пожелала не называть своего имени). По ее мнению, учителя, бывает, идут 'навстречу' некоторым ребятам, завышают оценки, снисходительно относятся к невыученным урокам. Известно, что у баскетболистов много 'троек' по предметам. В прошлом году целая группа девушек-баскетболисток из 8-го класса дружно перешла в другую школу. Не справились с учебной нагрузкой или оказались 'не ко двору'? Школа номер 28 держит лидерство по количеству спортклассов. Их там 8 - баскетбольных, хоккейных и футбольных. Её руководитель Наталья Логунова вполне определенно считает, что учеба здесь всегда стоит на первом месте. Просто для спортсменов стараются создать оптимальные условия. Юным спортсменам из 28-й есть чем похвастать. Эта школа - многократный чемпион Удмуртии по баскетболу и даже участник финалов первенства России. Здешний воспитанник Федор Тютин играет сейчас в НХЛ (посещение уроков для него было свободным). Многие ребята тренируются в фарм-клубе 'Ижстали'. Футболисты - постоянные чемпионы района. Недавно двоих перспективных игроков пригласили в школу ижевского 'Динамо'. В Удмуртии футбол, хоккей и баскетбол считаются элитными видами спорта. Поэтому спортсмены-школяры явно 'задаются' среди 'неохваченных' сверстников. Но Наталья Логунова на вопрос о минусах, подумав, ответила, что пока их не видит.
Мнение тренера и учителей Юрий Поздеев, тренер ДЮСШ номер 6 и футболистов 28-й школы, уверен, что знания, полученные на уроках, пригождаются в спорте. Тем более не факт, что после школы выпускник пойдет по спортивной стезе. Замечательно, когда в школе налажен контакт между тренером и классным руководителем. Они оба живут проблемами своего класса-команды и болеют за нее. Юрий Поздеев часто тренирует подопечных в присутствии классного наставника Тамары Осиповой. Она признает, что в наших школах нередко ребята-спортсмены приносят в жертву спорту учебный процесс. Около половины воспитанников спортклассов, если не больше, по ее словам, - закоренелые троечники. Но в этой школе с чемпионами находят нужным заниматься дополнительно. Насчет перегрузок Тамара Алексеевна заметила: 'Они есть, но ведь и сами учителя работают на 1,5-2 ставки'. Наставник девушек-баскетболисток Виктор Будин не сомневается, что баскетбол - игра интеллектуальная. Принимая новичка в такой класс, он обязательно интересуется его школьными успехами. В поездки на соревнования ребята берут кучу учебников. Тренер вывел из своего опыта такую закономерность: мальчишки независимо от возраста остаются навсегда преданы Игре. А девушки, чем старше они становятся, тем больше уделяют внимания учебе и более прагматично относятся к своим спортивным достижениям.
Мнение чиновника В городском Управлении образования не склонны драматизировать ситуацию, утверждая, что каждый волен выбрать сам: можно записать отпрыска в спортивный класс, можно и забрать его оттуда. Все зависит от конкретного случая. 'Почему у нас в обществе принято брать худший пример и его широко тиражировать? Спортсмен-дурак просто не выживет в наших условиях'. И пусть не все выпускники школ, прошедшие через спорткласс, успешно осваивают общеобразовательную программу, но, как выразился Андрей Никитин, 'они могут отставать в математике, но в жизни они не потеряются'.
После школы Ирина Пирожкова, старший преподаватель спортфака УдГУ, знает, что только половина учеников спортивных классов поступают в университет. В профессиональный спорт выходят единицы - сильнейшие. Ведь там - жестокая конкуренция за место в составе, за право называться 'профи'. Но замечено, что выпускники таких классов на удивление легко поступают в другие вузы. Так, около половины выпускников-спортсменов 24-й гимназии прошлого года поступили в вузы, но только двое из них - на спортфак. Такая же ситуация в 28-й школе. На спортфаке УдГУ футболистов не ждут - нет такого направления. Выпускники футбольных классов вынуждены переквалифицироваться в тех же легкоатлетов. Бывает, что тренеры спортивных школ честно говорят своим воспитанникам, что ради карьеры им лучше уехать в Москву или в Казань.
Что нужно обществу? Как ни банально это звучит, но обществу по-прежнему нужен от школы образованный, гармонично развитый, физически подготовленный и морально устойчивый индивидуум. Это была и есть комплексная государственная задача. Только в последние годы власть не без влияния своего харизматического лидера В.В. Путина стала больше внимания уделять массовому спорту. Но, по образному выражению Юрия Поздеева, 'государство повернулось к нам пока только боком'. За последние десять лет ДЮСШ ?6 был выдан всего один (!) мяч. В СМИ все чаще звучит тревога из-за ухудшения здоровья подрастающего поколения - растет заболеваемость органов зрения, дыхания, нервной системы, других систем организма. Все больше учащихся получают освобождение от уроков физкультуры. По информации руководителя управления начальной профподготовки Василия Вахрина, 90% девятиклассников поступают в училища с теми или иными отклонениями в физическом развитии. Есть и такой штрих в существовании спортклассов: они создают рабочие места для учителей. Как известно, число первоклассников из года в год становится меньше, сокращения в начальной школе уже начались. С другой стороны, школе престижно содержать спортивный класс, в который съезжаются ребята из других районов города и даже республики. Когда мы беседовали с тренером Юрием Поздеевым, попутно наблюдая за игрой его подопечных, к нему обратилась женщина: что ей делать, если её 8-летний сын буквально грезит футболом. Он наотрез отказался ходить в секции спортивной гимнастики и плавания, где показывал превосходные результаты. Твердит одно: 'Хочу футбол!' Тренер ответил: 'Если ребенок хочет, обязательно надо пойти ему навстречу'.