В сентябре 2002 года на территории Удмуртии собрано 1 млрд 568 млн 053 тыс. руб. налогов и сборов. Это на 085 млн 814 тыс. руб. меньше, чем в августе.
В прошлом году в сентябре тоже очень резко (-31 % по сравнению с августом 2001 г.) снизилось поступление налогов в консолидированный бюджет республики, и, хотя расходы были сокращены (-13 %), остатки средств на бюджетных счетах все равно уменьшились (-8 %). В сентябре нынешнего года налоговые доходы Удмуртии оказались еще меньше прошлогодних - на 10,6 процента. Правда, в сумме с другими источниками (увеличение помощи из федерального бюджета и средства Дорожного фонда) сентябрьские доходы консолидированного бюджета превысили доходы годовалой давности на 11,3 процента. Но это совсем немного, учитывая произошедший за год рост обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Главная проблема на текущий момент - сохранение тенденции снижения доли поступлений от налога на прибыль, который до начала лета 2002 года был основным налоговым доходом республики. По сравнению с августом в сентябре доходы от прибыли в консолидированном бюджете Удмуртии снизились в 3,5 раза, а по отношению к сентябрю 2001 года - в 4,8 раза (!). Такого катастрофического 'обесприбыливания' в Удмуртии не наблюдалось уже давно. При этом сегодня ни один другой налог не способен заменить собой 'выпадение' доходов от прибыли: НДС полностью отошел в федеральный бюджет, плата за недра значительно урезана в пользу Центра, платежи на ВМСБ отменены. А из остающихся в распоряжении Удмуртии налогов до конца года лишь три (подоходный налог, налог на имущество и налог на землю) могут еще по разу дать пиковые поступления. Но, во-первых, это не компенсирует суммы потерь от налога на прибыль, во-вторых, большая часть доходов от этих источников уйдет в местные бюджеты. В результате чего Правительство УР вынуждено будет искать решения проблем с исполнением республиканского бюджета в Москве: в офисах НК 'Сиданко', концерна 'ТВЭЛ' и Минфине РФ. Более того, придется пытаться выходить на политический уровень, учитывая сложность ситуации, искусственно созданной вокруг лицензий, выданных ОАО 'Белкамнефть'. Негативные подвижки в доходной части не замедлили отразиться и на структуре расходов консолидированного бюджета Удмуртии. По сравнению с августом только две статьи были профинансированы в большем объеме: образование (+10,3 %) и социальная политика (+2,8 %). Остальные расходы подверглись сокращению: органы власти и управления (-24,2 %), здравоохранение (-10 %), культура (-9,8 %), сельское хозяйство (-17,8 %), СМИ (-16,7 %), транспорт (-38,7 %), МВД (-5,4 %). И даже 'священная' статья 'промышленность, энергетика и строительство', в рамках которой финансируется капитальное строительство по президентской программе 'Развитие Удмуртии', по сравнению с предыдущим месяцем была урезана в 2,1 раза.
РЕЙТИНГ НАЛОГОВ В сентябре
Особый случай - расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Вопреки сезонной логике, сентябрьские расходы уменьшились по отношению к августовским на 27,8 процента, а по сравнению с сентябрем 2001 года сокращение получилось более чем двукратным. Причина такого резкого изменения ситуации, в принципе, понятна. С одной стороны, денег просто не хватает, поскольку в первую очередь властям приходится обеспечивать финансирование 'защищенных' статей (то есть выплату зар-платы). С другой стороны, за текущий год значительно возросла доля населения в содержании жилищно-коммунального хозяйства - с 60 до 80 процентов. Соответственно, сократилось и финансирование этой отрасли из бюджета. Правда, при этом резко вырос и долг бюджета по обязательствам перед населением предоставлять субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Несмотря на общее снижение расходов в сентябре, месяц был закрыт с дефицитом в 36,7 млн руб., однако сокращения остатков средств на бюджетных счетах не произошло (в целом по Удмуртии остатки даже выросли на 12 млн руб.), поскольку в сентябре республиканский бюджет получил новую федеральную ссуду в сумме 60 млн рублей. И по ситуации на 1 октября по линии бюджетных ссуд республика теперь должна Минфину РФ более 676 млн рублей. Таковы последствия централизации бюджетных ресурсов в пользу федеральной казны. В сентябре этот показатель был одним из самых больших в 2002 году - 45,3 процента (максимальный в июле - 47,6 %). Положение, впрочем, могло быть несколько лучше. Если бы в Удмуртии не исчезла прибыль.
Сбор налогов на территории Удмуртии в 2002 году (млн руб.)