Личное обаяние Владимира Машкова и Сергея Безрукова призвано снижать накал 'классовой ненависти' российских масс к бандитам и олигархам.На первый взгляд и 'Олигарх', и 'Бригада' содержат серьезный критический заряд в отношении к своим героям. Олигарх по имени Платон со своими друзьями-партнерами активно обходит и нарушает законы, помогает коррумпированной политической верхушке разворовывать страну, делает свои миллионы, ничего не создавая, а лишь разрушая и т.д. Бандитская 'бригада' во главе с Сашей Белым убивает, занимается рэкетом, наркоторговлей. Однако все эти малопохвальные деяния не мешают зрителям проникаться искренней симпатией к главным героям обоих фильмов, эмоционально делить с ними их радости и беды. И это притом, что и 'Олигарх', и 'Бригада' не претендуют на статус авантюрного, 'игрового' кино, легко допускающего и даже предполагающего отказ от моральной оценки поступков персонажей, а исполнены в стилистике реалистического повествования. Если источником вдохновения для создателей 'Бригады' явно послужили два американских культовых фильма - 'Однажды в Америке' (реж. С. Леоне) и 'Крестный отец' (реж. Ф.Ф. Коппола), то 'Олигарх' представляет собой в конечном счете отечественный аналог реалистических романов Драйзера ('Финансист', 'Титан') и Голсуорси ('Сага о Форсайтах').
Тоже люди Вот что говорит о героях своего фильма Павел Лунгин: 'Мои олигархи - это люди с расколотым внутренним миром, в котором они, как кентавры, - наполовину в старой системе ценностей: дружба, книги, любовь; другая половина живет совершенно рациональной жизнью. Они титаны - смесь человеческого, болевого и уже совершенно какого-то нержавеющего, пуленепробиваемого металла, который дают власть и деньги. В этом их трагедия и уникальность'. А вот - для сравнения - слова постановщика 'Бригады' Алексея Сидорова: 'Люди привыкли воспринимать бандитов исчадьем ада, негативно. А мы в своем фильме поставили задачу показать их обычными людьми, как они живут, влюбляются. Ведь у бандитов тоже есть семьи, папы, мамы, дети, которых они любят. Это не выродки. Среди них есть, конечно, выродки, так же, как они есть и среди сантехников, мясников, военных и людей других специальностей'. Другими словами, оба режиссера стремятся донести до широких масс российского населения, привыкших испытывать к бандитам и олигархам вполне понятную классовую ненависть, мысль, что и те и другие, в общем, - 'тоже люди'. Что ж, творческая задача вполне понятна, хотя вряд ли этически оправданна - во всяком случае, такими аргументами. Вряд ли кто, например, сомневается, что и у нацистов тоже были 'семьи, папы, мамы, дети, которых они любили', что они тоже имели свойство 'жить и влюбляться'. Но это, согласитесь, еще не повод снимать 'мыльную оперу' о Гитлере и Еве Браун (именно к 'мыльной опере' в конечном счете тяготеет пятнадцатисерийный телефильм Алексея Сидорова).
Социальный заказ На самом деле истинным поводом к созданию 'Олигарха' и 'Бригады' является так называемый социальный заказ. Под последним в данном случае я понимаю, конечно, не сознательную пиар-акцию, организованную какими-нибудь 'штабами' российских капиталистов или криминальных авторитетов, а инстинктивное желание соответствующих групп российского общества увидеть про себя 'красивое кино'. Что рано или поздно не могло не воплотиться в конкретных проектах. Природе человека свойственно, будь он даже самый распоследний негодяй или закоренелый преступник, находить оправдание своим поступкам. Однако любое самооправдание нуждается во внешней подпитке - одобрении других людей. Индивиды со схожими условиями и принципами жизни формируют так называемые референтные группы, члены которых в своей деятельности ориентируются, прежде всего, на мнение друг друга. Так формируются отдельные субкультуры, обладающие собственными системами ценностей и жизненных установок. Если эти жизненные установки слишком противоречат господствующей в обществе морали, приходится обращаться к 'силе искусства'; там, где слаба этика - приходится прибегать к эстетическим 'костылям'. Не случайно, например, культовым для российских 'бондиков' стал 'Крестный отец'. По рассказам компетентных людей, местная братва после знакомства в свое время с этим киношедевром особенно трепетно стала относиться к исполнению сыновнего долга, регулярно посещать церковь. Однако любая субкультура в процессе самооправдания стихийно стремится стать господствующей, легитимизировать себя, навязать свои принципы остальному обществу. Приятно, конечно, быть владельцем шахт, заводов и пароходов, но, если при этом остальная масса населения считает тебя вором и мерзавцем (справедливо или несправедливо - другой вопрос), все равно где-то в сознании будет оставаться некоторое ощущение дискомфорта, неуюта. Пусть это лишь маленькое облачко на фоне синего неба, но лучше уж и его удалить. Уже только для этого стоит организовать производство фильмов 'про себя'. Поэтому вполне закономерно, что на 'Олигарха' и 'Бригаду' нашлись очень большие деньги. Так, 'Бригада' объявлена самым дорогостоящим многосерийным кинопроектом на телеканале 'Россия'. Достаточно сказать, что бюджет только одной серии равнялся 200 тысячам долларов. В картине 'снялось' 100 автомобилей, в том числе шесть 'шестисотых' 'мерседесов' (один из которых взорвали в ходе съемок), джип 'Ламборджини', штучный 'Мерседес Брабус' и три катафалка 'Шевроле'. 'Олигарх', в свою очередь, заявлен как самая высокобюджетная российская картина 2002 года. Кстати, этот фильм снят по роману 'Большая пайка', написанному Юлием Дубовым, заместителем генерального директора компании 'ЛогоВАЗ', проработавшим десять лет с Борисом Березовским. Охранников в фильме 'сыграли' настоящие телохранители Бориса Березовского, а в массовке даже снимается его настоящий сподвижник Александр Красненкер. Так что участие 'олигархического капитала' в процессе создания кинофильма не только косвенное.
Технология оправдания Чтобы массы прониклись сочувствием к нашим героям, следует показать их 'человеческое лицо', прячущееся за социальной маской бандита или нувориша. Надо, чтобы зритель понял их проблемы, осознал весь трагизм их существования. А понять - значит простить. Потому что богатые тоже плачут. Не случайно глаза главных героев обоих фильмов - Платона и Белого - периодически (и весьма, кстати, талантливо) увлажняются скупой мужской слезой. А выбор артистов на главные роли? И в Сергее Безрукове (Белый), и в Владимире Машкове (Платон), несомненно, есть что-то от романтических героев Байрона и Лермонтова. Эти современные Мцыри (один с пистолетом в руке, другой с блестящими финансовыми способностями в голове) идут по жизни, свято храня законы дружбы, любя своих детей и трогательно переживая нелады с главными любимыми женщинами. Вряд ли зритель проникся бы симпатией к олигарху Платону, если бы на его роль выбрали не трагического Машкова, а какого-нибудь артиста, похожего на основного прототипа этого персонажа - самого Бориса Березовского. Плутоватое лицо с бегающими глазками здесь было явно не к месту. И еще один важный момент в технологии оправдания. Главное, как знают все пиарщики, правильно 'позиционировать клиента'. И Белому, и Платону в фильмах по жизни противостоят не простые 'честные люди' и не выдающиеся подвижники своего дела (ученые, космонавты, военные, капитаны дальнего плавания), а неприятные негодяи - коррупционер-фээсбэшник и коррупционер-мент, пылающие личной ненавистью к главным героям. Так что из двух зол в своих предпочтениях зрителю приходится выбирать наименьшее.
Примирение Таким образом, главная сверхзадача обоих кинопроектов - примирение. Равенства не бывает, как не бывает настоящей демократии. Одни - олигархи, другие - бандиты, третьи - нормальные, простые граждане. Но все мы - люди. Как только российское общество окончательно смирится с этой мыслью, демократическая революция второй половины 80-х, приватизированная олигархами и бандитами, может считаться законченной.