Позировавшие фотокорреспонденту 'Д' буровики 'Белкамнефти' знать не знали, что всего через несколько месяцев федеральный министр Артюхов оставит их семьи без средств к существованию.Во вторник об этом, со ссылкой на пресс-службу МПР РФ, сообщили несколько информационных агентств. В тот же день письмо из Министерства природных ресурсов РФ о выдаче предписания 'Белкамнефти' на приостановление добычи нефти было отправлено в 'Транснефть'. И уже в среду, 9 октября, первый вице-президент ОАО 'Транснефть' Владимир Калинин направил в Ижевск срочную телеграмму, в которой сообщил, что, 'учитывая необходимость проведения подготовительных работ для остановки сдачи нефти в систему магистральных нефтепроводов, прекратит прием нефти с 10 октября 2002 года'. Таким образом, руководству 'Белкамнефти' дали всего несколько часов, чтобы остановить работу полутора тысяч скважин. Тогда же в четверг во время обсуждения нового законопроекта о недрах инцидент с лишением лицензий оказался озвучен на заседании Правительства РФ президентом Удмуртии Александром Волковым, фактически обвинившим министра Виталия Артюхова в 'антигосударственном поведении'. Газета 'Коммерсант' отметила эмоциональное выступление республиканского президента и подытожившую его реплику премьера Михаила Касьянова, спросившего своих подчиненных о том, чем же так провинилась 'Белкамнефть'. Тем не менее последовавшая после заседания Правительства РФ встреча вице-премьера Виктора Христенко с Президентом УР Александром Волковым, похоже, не принесла никакого результата, и стороны разошлись при своих мнениях. Как стало известно 'Д', накануне этого один из миноритарных акционеров 'Белкамнефти' обратился с заявлением в арбитражный суд, который в порядке запретительных мер вынес решение о недопущении до судебного разбирательства каких-либо ограничительных мер, связанных с представлением МПР РФ. Первая встреча сторон в суде должна состояться 31 октября.
СО ВТОРОЙ ПОПЫТКИ Поскольку с середины июня это уже вторая попытка парализовать работу ОАО 'Белкамнефть', естественно, напрашивается вопрос о неслучайности проблем, возникших у одной из самых динамично развивавшихся нефтяных компаний в Удмуртии. Первый сигнал о начале 'военных действий' против 'Белкамнефти' случился совершенно внезапно, да еще накануне выходных, с 15 июня нефтяная компания была вынуждена вдвое уменьшить объемы добычи из-за решения 'Транснефти' ограничить рабочее давление на участке нефтепровода от узла учета нефти на УКПН 'Ашит' до магистрального нефтепровода. В результате была остановлена работа 600 скважин с суммарным дебитом 2 тыс. тонн в сутки. Ограничение давления произошло под предлогом 'технического состояния' данного участка трубы, протяженностью 27 км. Но, как потом показали результаты экспертиз, нефтепровод способен выдерживать рабочее давление еще в течение 10 лет. Тем не менее руководство 'Транснефти' под разными предлогами продолжало задерживать восстановление прокачки нефти в прежнем объеме до начала сентября. За это время 'Белкамнефть' смогла ударными темпами построить и ввести в эксплуатацию новый узел учета нефти в непосредственной близости от магистрального пункта приема нефти ЛПДС 'Калтасы'. Однако восстановить объемы добычи и начать работать стабильно 'Белкамнефть' смогла лишь в течение одного месяца. К концу сентября в результате проверки комиссии МПР РФ был создан новый повод для остановки работы нефтяной компании, успевшей перечислить в бюджет (еще до начала всех этих проблем) более 1 млрд рублей налогов. На основании акта проверки все 26 лицензий, выданных ОАО 'Белкамнефть' с 1997 по 2001 год территориальным подразделением Министерства природных ресурсов РФ в Удмуртии, в одночасье были признаны 'незаконными'.
ВСЕ ВЕДЕТ К АРТЮХОВУ Как уже писал 'Д' (номер 58, 18.07.02 г.), разразившийся на днях конфликт начинался тихо. С интриги, затеянной теперь уже бывшим главным федеральным инспектором по Удмуртской Республике Сергеем Чикуровым, направившим письмо на имя министра природных ресурсов РФ Виталия Артюхова с предложением проверить законность предоставления лицензий ОАО 'Белкамнефть'. Фактически одновременно и в тех же словах на имя премьера Михаила Касьянова ушла другая бумага - запрос депутата от СПС Григория Томчина, который через канцелярию вице-премьера Виктора Христенко попадает все к тому же Виталию Артюхову. И в это же время на региональных полосах 'Российской газеты', издающихся в ПФО, на коммерческих правах выходят две статьи, направленные на дискредитацию регионального руководства в целом и главы 'Белкамнефти' Виктора Хорошавцева в частности. Известно, что правовым обоснованием незаконности выдачи 'Белкамнефти' лицензий занимался природоохранный прокурор УР Григорьев, который в разговоре с 'Д' не скрывал, что имел в июне длительную встречу с заместителем приволжского полпреда Президента РФ Валентином Степанковым, до сих пор поддерживающим тесные отношения с бывшим главным федеральным инспектором. Причем в окружении Сергея Чикурова не считают, что Григорьев, в случае отставки нынешнего прокурора Удмуртии Владимира Зыкина, вполне может занять пост своего шефа. Между тем все эти бюрократические интриги, хотя и создали повод для проверок, вряд ли бы довели дело до остановки работы одного из ведущих предприятий в Удмуртии. ОАО 'Белкамнефть', будучи региональной компанией, с годовой добычей (вместе с предприятиями консорциума) около 2 млн тонн нефти и перспективой увеличения добычи за счет имеющихся запасов и внедрения новых технологий, легко попадала в поле зрения недобросовестных коммерческих интересов в столице. В этом свете все рассуждения Виталия Артюхова по поводу отстаивания его министерством федеральных государственных интересов выглядят не более чем прикрытием. Не случайно в результате попыток 'Д' через пресс-службу МПР РФ выяснить обстоятельства принятия решения о лишении 'Белкамнефти' лицензий обнаружилось, что сброшенная в информационные агентства информация оказалась написана раньше вынесенного решения. Возможно, что руководство 'Белкамнефти' к моменту вынесения предписания должно было 'дозреть'. Но, видимо, коса нашла на камень.
ШАНТАЖ НЕ УДАЛСЯ? Что может произойти в случае успеха плана давления на ОАО 'Белкамнефть'? Последствия остановки добычи понятны: бюджеты всех уровней недополучат сотни миллионов рублей, тысячи семей, занятых в работе компании и обслуживании ее инфраструктуры, останутся без средств к существованию, за время вынужденной консервации придут в негодность многие скважины (и специалисты из МПР РФ, призванные следить за рациональным пользованием недр, это, конечно, понимают). Учитывая перечисленные экономические, социальные и геологические издержки, трудно представить, чтобы история с отзывом лицензий и остановкой добычи была рассчитана на организацию и проведение новых конкурсов, в ожидании которых нефтекачалки будут простаивать, а государство мириться с недополучением огромных сумм от налогов. И совсем не факт (если конкурсы все же объявят), что на эти в большинстве своем мелкие месторождения найдутся другие нефтяные компании, которые готовы будут начать все с нуля. Следовательно, произошедший инцидент больше напоминает обычную авантюру, направленную на попытку шантажа в отношении руководства 'Белкамнефти' за счет имеющихся у инициаторов этой истории административных возможностей. Однако, похоже, что ситуация просто вышла из-под контроля, и теперь министру природных ресурсов Виталию Артюхову остается только одно: твердить, что он действовал исключительно во имя соблюдения государственных интересов.